Белье и колготки

Aeaaiay  
 
Главная Напишите нам
 



Интервью / Римма Кенина, дизайнер компании NOVELLA

Римма Кенина, дизайнер компании NOVELLAБ&K.: Римма, мы много и о многом разговаривали во время поездки в Египет, где мы отдыхали нашей сплоченной группой, но я так и не расспросил о пути, который привел Вас в компанию Novella. Предлагаю восполнить этот пробел. Каково Ваше базовое образование? Где у нас «учат на дизайнера»? И учат ли? Вам всегда хотелось заниматься творчеством?

Р.К.: Мое высшее образование, на первый взгляд, не имеет ничего общего с теперешней моей профессией. Я окончила Педагогическую Академию. Но тяга к моделированию и желание одеваться не так как все у меня было с раннего детства. К девяти годам мама уже научила меня кое-каким навыкам в соединении тканей прямой строчкой, и когда я решила, что хочу сшить
свой первый костюм, мама доверила мне это, не стала останавливать. Я росла очень энергичной девочкой, и помимо шитья посещала еще художественную изостудию и музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Окончив её в 14 лет, мне надо было чем-то себя занять. Не могла я оставаться без дела. Я отправилась на курсы кройки и шитья, чтобы глубже познать эту специальность, тем более все свободное время я посвящала именно шитью. Мне безумно нравилось моделировать и конструировать воплощать в жизнь свои замыслы, а главное – я к каждой своей новой вещи относилась с огромным трепетом. Я отшивала их «на одном дыхании»,
стремясь скорее дойти до финиша, чтобы увидеть то сияние, которое излучает моя новая модель. Уже в 10 классе, на выпускном вечере, не только несколько одноклассниц блистали в нарядах, сшитых мной, но и классная руководительница Наталья Юрьевна. Ах… Как это было давно… После окончания школы я пошла Работать в «Ателье мод» простой швеей. Мои старания там быстро заметили, и вскоре я была направлена на обучение по специальности модельер-конструк-
тор при известнейшем в то время объединении «Ригас Модэс». Это были прекрасные годы. После окончания мне предложили остаться в Риге и работать тогда в очень престижном ателье, но я отказалась. Наверное, так было угодно судьбе, ведь я бы не занялась тем, чем занимаюсь сейчас.
В середине 90-х, совершенно случайно один мой знакомый предложил мне попробовать создать линию по пошиву женского белья (правда, я очень боялась, но спасибо Сергею и Александру, поверивших в меня, и давших возможность вступить на этот многогранный и интересный путь). На тот период я умела шить всё, кроме нижнего белья, и это занятие мне показалось безумно интересным. Но я даже не предполагала, какие подводные камни меня подстерегают на пути.
Что касалось дизайна, то в голове у меня была масса интересных идей, а вот конструирование – это полная неизвестность. Оказалось, что у нас этому нигде не учат (я имею в виду Латвию), а литература, которую я «добыла», мне особой пользы не принесла, так как она была 1957 года издания и всего две странички в этой огромной книге о конструировании одежды были о белье. И тогда я поняла: а) я постигну эту науку, во что бы то ни стало; б) когда-нибудь я обязательно напишу учебное пособие «Конструирование и моделирование корсетных изделий». К счастью, я познакомилась с прекрасной женщиной, моим учителем, для которой конструирование корсетных
изделий является смыслом жизни. Я рада, что она мне не отказала, и делится со мной своим огромным опытом. Вот уже 10 лет, как я каждый день по крупице познаю эту науку. И чем дальше я погружаюсь в тему, тем все больше мне кажется, что предела в этой сфере нет.

Б&K.: Вы говорите о науке, но то, чем Вы занимаетесь, нельзя назвать наукой. Без вдохновения, обладая лишь обширными знаниями, вряд ли создашь шедевр. Что вдохновляет Вас?

Р.К.: Мое вдохновение. Оно, как правило, зависит от состояния души. У меня бывают такие минуты, что даже по взгляду видно: я где-то далеко. К счастью, в эти минуты мои близкие люди мне не мешают, у них даже есть такое выражение: «К Римме в гости пришла Муза». Толчком, импульсом может послужить и приятная музыка, и, безусловно, ощущение счастья. Лично для меня очень многое в творчестве дало рождение дочери. Можно сказать, что я стала другим человеком. Материя, цвет и рисунок, уже что-то в себе несут, ведь ткань или кружево тоже создавали дизайнеры, и когда я думаю о создании коллекции, необходимо сохранить этот замысел и донести до покупателя в том органичном виде, в котором это задумывалось. А если рассуждать, что первично: материя или идея – то, конечно, можно ответить так: это медаль с двумя сторонами. Ведь часто бывает: точно знаешь, что для этой модели необходима такая-то ткань, а вот найти ее ой как непросто, но я стараюсь никогда не отступать, и все же воплотить в реальность эту модель. А если уж не удалось, то я положу этот замысел куда-то недалеко в свою память, и точно когда-
нибудь найду подходящую материю.

Б&K.: Зайдем с другой стороны к этому же вопросу. Дизайнер выражает в своем творчестве себя и свой внутренний мир или улавливает что-то витающее во вне, и оригинально воплощает эти намеки в реальные предметы?

Р.К.: По моему мнению, все великие идеи витают вокруг нас, но вот воспользоваться ими может далеко не каждый. Конечно, дизайнер это очень тонко чувствующий, творческий человечек, и, несомненно, я бы не стала заниматься тем, что мне не нравится. У каждого из нас есть своя индивидуальность, можно так сказать, «почерк». Каждый по-своему интерпретирует даже общие очевидные идеи, не говоря уже о сугубо индивидуальном восприятии окружающего «материально-
го» и «идеального» мира.

Б&K.: Выбирая какое-либо изделие в магазине, покупатель, скорее всего, обращает внимание на цвет или оригинальное сочетание цветов. На то, что бросается в глаза. Как Вы принимаете решение по колористике? Это собственные ощущения или дань господствующим тенденциям?

Р.К.: При выборе цветового решения, я опираюсь только на собственные ощущения: какое цветовое сочетание я хотела бы видеть в данной коллекции. Но, увы, приходится помнить, что я
должна создавать не только то, что хочется мне, но и оправдать ожидания наших покупателей. А они, как мы знаем, тоже хорошо разбираются в моде, и следят за колористическими тенденциями. Творчество – всегда компромисс, в той или иной степени.

Б&K.: Каким Вам видится «идеальный продукт»? Что это такое в понимании дизайнера?

Р.К.: «Идеальный продукт» – очень обширная тема, попытаемся ее рассмотреть с точки зрения дизайнера. Моё мнение: удобная посадка – первое и самое главное требование для корсетного изделия. Второе – безусловно, качество, и третье – дизайн. Дизайн у корсетного белья может
быть совершенно разным, удовлетворяя любой вкус, но при этом ни в коем случае нельзя упустить первый и второй пункт. В «идеальном» изделии все гармонично и должна присутствовать эстетика, как во внешнем облике, так и в конструкции. Оно должно восхищать.

Б&K.: Как влияет окружение, среда, общество на творчество? Что помогает движению вперед, а что – тормозит?

Р.К.: Бесспорно одно: для качественной и творческой работы дизайнера необходима тёплая, благоприятная и спокойная атмосфера. По крайней мере, это моё желание: уютный кабинет, приятные коллеги по работе, негромкая музыка, – всё это способствует хорошей работе.

Б&K.: Можете назвать главные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь? Объективные и субъективные.

Р.К.: К сожалению, проблем, с которыми приходится сталкиваться, масса, начиная от совсем крошечных до глобальных (порой кажется: нет выхода из тупика). Но тогда я рассуждаю так:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает», – и даже если я получаю отрицательный результат в своём поиске, то это тоже хорошо. Значит, надо искать иной подход к данной проблеме.

Б&K.: Кто или что является «врагом» дизайнера? Этот вопрос немного связан с предыдущим, но он иной. Он более заострен. Есть проблема, а есть враг. Чувствуете разницу?

Р.К.: Да, конечно. «Что является врагом?» – это философский вопрос. Мой ответ – время. Его не хватает катастрофически, а с другой стороны, я себе часто говорю: «Римма, не спеши, и ты всё успеешь». На таком небольшом предприятии, где я работаю, чтобы удивить чем-то своего покупателя, мы должны достаточно часто предлагать новинки. Нет, у нас, конечно, есть так называемая «классика», но и в разряд «новинок» попадает много моделей. Какие-то приживаются, другие, к сожалению, имеют недолгий век. Расстояние от придуманной модели до готового продукта достаточно мало. И вот именно в этот период приходится в кратчайший срок разрабатывать лекала, а затем добиться запуска изделия и проконтролировать, чтобы оно дошло до финиша в том виде, в котором я его задумала. Это не зря потерянное время, но оно отнято от
творчества.

Б&K.: Ваш рецепт успеха. Каков он? Не боитесь, что, поделившись им, этим воспользуются конкуренты?

Р.К.: Мой рецепт успеха? Я даже как-то никогда не задумывалась, но теперь точно могу сказать: я делаю все «от сердца». Я рада, что с годами не утратила «ниточку»: вдохновение – идея – готовый конечный результат (произведение). И каждая модель для меня посвоему дорога. Что касается  конкуренции, я ее не боюсь. Я знакома со многими дизайнерами, и, в частности, в нашем городе, и
в нашей сфере (корсетка). У каждого из нас есть свое «Я», и если дизайнер с «большой буквы», то его почерк всегда узнаваем. Мне очень нравятся работы Риты Бовкун из Gracija Rim. Её коллекции по маленьким «изюминкам» можно сразу узнать из многих.

Б&K.: Каким вы видите будущее? Во-первых, свое. Во-вторых, торговой марки. В-третьих, нашей отрасли в целом. Дайте волю своей фантазии.

Р.К.: Об отрасли судить не берусь. Буду говорить о том, с чем непосредственно связана. Своё будущее я пока вижу так: я ещё очень много хочу постичь в этой науке, и пока у меня впереди безграничные просторы для углубления своих знаний в этой сфере. Что касается нашей фирмы, то я отношусь к тому типу людей, которые стремятся расти на одном месте, поднимая уровень торговой марки и, соответственно, фирмы, на которой я работаю. Когда директор фирмы Novella, Надежда Варганова, пригласила меня к себе на работу дизайнером, то ассортимент фирмы был не такой как сейчас. Приятно осознавать, что и мой вклад в этом тоже есть.

Б&K.: Хорошо, тогда другой вопрос: какие изменения произошли в последнее время в бельевой моде? Ваши тонкие наблюдения.

Р.К.: Сегодня можно увидеть два основных направления развития нижнего белья: сексуальность вкупе с элегантностью, и чёткость линий вместе со спортивным стилем. И та, и другая тенденция найдет своего покупателя. Некоторые модели приводят в замешательство самых осведомленных
женщин. По моему мнению, рынок нижнего белья только формируется и рождает новые образы и понятия. Например, меня очень удивил бюстгальтер испанского дизайнера Хосе Манила, который создал его из человеческих волос. А ряд дизайнеров и ученых из Великобритании разработали
бюстгальтер, распознающий на ранней стадии раковое заболевание молочной железы. Да, молодцы, а мы пока работаем только над красотой и удобством.

Б&K.: Римма, Вы знаете некоторых западных модельеров. Как Вы их оцениваете? Можете сопоставить их и свой уровень? Могут ли вообще наши дизайнеры составить им конкуренцию?

Р.К.: Конечно, я слежу за зарубежными дизайнерами и модельерами, и работу многих из них я оцениваю как очень интересную, своеобразную и качественную. Но я уверенна, что наши модельеры ни чуть не хуже, а некоторые заслуживают особого внимания за полет дизайнерской мысли. А что касается качества, то тут мы ни на один шаг не отстаем от зарубежных компаний, а иногда, мне кажется, белье некоторых латвийских фирм даже гораздо качественнее. Дело за
временем. Мы еще заявим о себе и удивим мир.

Б&K.: А согласились бы Вы поработать в известной западной компании?

Р.К.: Да, конечно я хотела бы поработать в западной компании, чтобы развеять те мифы, которые я слышала. Один из них гласит: у них конструкторское бюро работает отдельно от дизайнерского, то есть дизайнеры делают заказ конструкторам на определенную модель. Но так как лекала стоят очень дорого, то дизайнеры затем вынуждены «привязывать» разные кружева на одну и ту же конструкцию (наверное, это очень грустно и скучно, мы привыкли к более энергичной работе).
Мне интересен их подход к работе, их стиль, и познание того нового, чего я ещё не встречала. Но никогда нельзя забывать, что мы для них всегда будем «чужаками», и они никогда нас не примут за своих, какой бы талант у нас не был.

Б&K.: Что же нового можно создать в белье? И где наиболее широкое поле для творчества? В корсетке, предпостельном белье, пляжной моде?

Р.К.: Каждый сегмент, будь то корсетка, предпостельное белье или пляжная мода, сам по себе очень интересен, и каждое направление можно развивать. Но я занимаюсь корсетной линией и считаю, что надо заниматься каким-то одним делом и качественно. К счастью, пока меня не посещала мысль всё это бросить, и чем дальше, тем доскональнее хочется познать, и предела для этих познаний я пока не вижу. Впереди бесконечность. Мы тесно работаем со многими западными компаниями, и некоторые их новые технические решения в виде текстильных полотен, мы тоже с интересом прорабатываем. Новые материалы требуют и новых подходов, и нового оборудования. Стараемся не опаздывать за технической модернизацией.

Б&K.: Насколько Вы влияете на ассортиментную политику фирмы? Можно ли сказать, что Вы – основное звено?

Р.К.: Мы все звенья одной цепи. И я считаю, что работа всей нашей команды очень важна. Один в поле не воин, и моих идей и желаний было бы мало, если бы мне не помогал в их воплощении технолог, и конечно, швеи. Это звучит смешно, но так и есть. Если швея подошла к выполнению своей операции с положительной энергетикой, то и изделие в конечном результате получится замечательное. Я не исключаю, что влияю на ассортиментную политику фирмы. Мне хочется надеяться, что это так. Думаю, что грамотный руководитель правильно расставит кадры, чтобы фирма процветала и приносила прибыль. И чтобы можно было гордиться торговой маркой.

Б&K.: Римма, Вы очень активны и любознательны. Что изучаете, чтобы совершенствоваться? Насколько глубоко разбираетесь в материалах, колористике, психологии? Так ли это необходимо для успешной творческой работы? Ограничиваются ли Ваши интересы только прямыми обязанностями? Смежные дисциплины не интересуют?

Р.К.: Я очень люблю заниматься самообразованием. По своей натуре, как уже говорила ранее, я энергичный человек и интересуюсь смежными дисциплинами. Очень многое мне дало обучение в Педагогической Академии: художественное мастерство, психология – это все безумно интересно. Я считаю: художник должен быть от Бога, но основы психологии, цветоведения и материаловедения все равно необходимо знать. В работе на небольших предприятиях есть свои плюсы, но и минусы тоже. Мне порой приходится заниматься тем, чем дизайнер не должен заниматься вовсе: выполнять работу технолога, консультанта по крою, а уж
объяснить новой швее, как и что соединять – это как норма. В мои обязанности входит делать заказы новых коллекций кружев, вышивок и полотен. И реклама нашей продукции тоже. Мне нравится это делать, потому что не безразлично, каким будет лицо нашей фирмы.

Б&K.: Создать что-то оригинальное непросто. А вот испортить – легко. Вас устраивает, как преподносится продукция? Рекламный материал, упаковка?

Р.К.: Это продолжение предыдущего вопроса. Cчитаю: если я дизайнер, то дизайнер во всем. Всю рекламу я взяла на себя, и меня устраивает, как преподносится наша продукция. Все плакаты, каталоги, буклеты, упаковки, выставочный дизайн, подборка интерьера для съемки каталогов – все я беру на себя и очень рада, что с моим мнением считаются руководители.

Б&K.: Насколько ревностно Вы относитесь к работе коллег? Видите недостатки у них?

Р.К.: В первую очередь я всегда проверяю себя, нет ли у меня недостатков в работе, и как я уже говорила, мы все звенья одной цепи, и нам всем свойственно ошибаться. Но даже если произошел такой факт, что кто-то ошибся, мы вместе разберем ситуацию и поможем друг другу.

Б&K.: Плюсы и минусы конкуренции. Не боитесь кражи идей?

Р.К.: Я не люблю, когда нас, прибалтийских производителей, называют конкурентами. Думаю, правильно было бы сказать, что мы коллеги. У каждого из нас есть свой почерк, и каждый
занимает свою нишу. А кража идей – это извечная тема. Всем всегда кажется, что он непременно был первым в разработке какой-то модели. Оставим это на совести каждого. Возможно, все мы действительно создаем иногда что-то совершенно оригинальное и индивидуальное, а иногда пользуемся чьими-то идеями. Главное, чтобы было чем делиться, а не только брать.

Б&K.: Что является для Вас признанием Ваших достоинств. Вы тщеславны?

Р.К.: Признание – это когда твой труд оценен, и ты чувствуешь, как вырастают крылья, при помощи которых хочется взлететь и творить, творить, творить. Хочется то прекрасное и светлое, что исходит из твоего сердца, донести до благодарного зрителя и покупателя.

Б&K.: Хотели бы Вы иметь учеников и передавать им свой опыт? Могли бы радоваться их успехам?

Р.К.: Я не считаю, что достигла того уровня, что могла бы взять ученика и начать передавать ему свой опыт. Мне кажется, я сама еще на школьной скамье этой большой науки. И пока еще рано судить, могла бы я радоваться их успехам. Наверное, да. Да и плох тот ученик, который не стремится превзойти учителя. Время покажет.

Б&K.: Кого можно назвать действительно Дизайнером? Что он должен делать, кем являться, чтобы называться этим словом. Должен ли он создавать что-то новое, которое затем появляется в регулярной продукции, или его задача генерировать идеи, предназначенные для других?

Р.К.: Безусловно, слово «дизайнер» несет в себе мысль о том, чтобы создавать что-то новое. Его задача выдавать идеи, но я отношусь к тем, кто помимо идеи любит проверить и закрепить все на деле. Ну а уж если повезет, и твои труды примут массы, то это двойная победа. Я много видела компаний, в которых владельцы не считают необходимым нанимать квалифицированного дизайнера для подъема своей торговой марки. Мое мнение: это неверно, а уж тем более, когда владелец стремится, не зная всех тонкостей, лишь бы как-нибудь на готовых лекалах делать неграмотные изменения. Такие компании, а они есть, по моему мнению, обречены на провал. Исключение составляют те владельцы, у которых соответствующее образование и опыт. Но таких мало.

Б&K.: Не обидно ли для Вас отношение потребителя к отечественной продукции и к Вашим стараниям? Как можно переломить ситуацию?

Р.К.: Вы знаете, относительно нашей продукции, нет, не обидно. Если на продукцию нашей торговой марки есть спрос, то этим все и сказано.

Б&K.: А как и где дизайнер может демонстрировать свои возможности? Это необходимость для Вас или «блажь»?

Р.К.: Бывают такие творческие взлеты, что дизайнер должен это «выплёскивать», а если ещё эти «шедевры» оценены чутким, искушенным, компетентным зрителем, то тогда ощущение, что ты это делаешь не зря, окрыляет и двигает тебя вперёд, все выше и выше. А вот термин «массовый пошив» говорит сам за себя: есть спрос – будет предложение. На эксклюзивные же модели спрос всегда был невысок. Конечно, необходима площадка для выражения творческих порывов. А иначе – приходится «творить в стол». Это может совсем загубить творческого человека! У любого дизайнера найдутся свои поклонники, и каждый по-своему интересен. Кто-то предпочитает живопись Клода Моне, а есть и такие, кто восхищается Малевичем. И то, и другое – творчество. Тем и прекрасно.

Б&K.: Как Вам видится проект мероприятия, способного заинтересовать всех: и дизайнеров и владельцев компаний, и руководителей производства, и потребителя, и общество в целом?

Р.К.: Я не могу придумывать проекты, не связанные непосредственно с моими функциями. Я внимательно слежу за теми акциями, которые проводит Ваше издание. В некоторых уже приняла участие и планирую делать это и дальше. И к новому проекту – «Фестиваль дизайнеров» –отношусь замечательно. Я, как дизайнер, с удовольствием встречусь с коллегами из разных стран и регионов. Уверена: такое мероприятие даст только положительную динамику.

Б&K.: Римма, у Вас есть заветная мечта?

Р.К.: Моя мечта… Безусловно, она у меня есть, но ведь надо сохранить какую-то тайну. Пусть это и останется моей тайной…

P.S. Уважаемый Михаил, от своеголица и, наверняка, от лица многихдизайнеров нашей отрасли, я хочупоблагодарить Вас за то, что Выдали нам, дизайнерам, возможностьпоговорить не только о наших проблемах, но и еще раз заметить, что мы действительно вносим огромный вклад в успех компании. Надеюсь, что в будущих номерах эта рубрика будет иметь продолжение.

Михаил Уваров: Римма, благодарюза подробные и интересные ответы.Успехов Вам втворчестве и исполнении желаний. Будем ждать обещанную книгу.

№ 54 / 2017
апрель / май / июнь
Текущий номер журнала Белье и колготки

Смотреть online Смотреть online
Скачать полную версию номера Скачать PDF
Архив номеров


Подписаться на новости бельевой отрасли


Мы на Facebook


Тел.: +7 (495) 518-7016
Тел. / факс: +7 (495) 941-4004
E-mail:biko-info@mail.ru

Сделано в Arbeitsgruppe