Белье и колготки

Aeaaiay  
 
Главная Напишите нам


Статьи / Освещение магазина белья: основные правила и приемы

FreyaВремя идет вперед, все движется и развивается, модернизируется и совершенствуется, в том числе и дизайн, касается ли он жилых помещений, промышленных зданий либо торговых площадей. Сегодняшний покупатель, приходя в магазин, ожидает не только увидеть качественный товар, получить достойное обслуживание, но и совершить покупку в современном, хорошо оборудованном, эстетически привлекательном торговом пространстве. Каждый предприниматель, в свою очередь, тоже мечтает, чтобы его магазин был стильным, имиджевым, неповторимым и уникальным. Такую комплексную задачу лучше всего доверить профессионалам, ведь она включает в себя выбор концепции, зонирование пространства, разработку мебели, выбор оборудования, строительных и отделочных материалов, декорационные и колористические решения, а также продуманное, грамотно спроектированное освещение.

Освещение необходимо не только для осуществления процессов жизнедеятельности, оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье человека. Свет оказывает тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы.

Освещение интерьера, исходя из своей двойственной природы возникновения, делится на естественное и искусственное. Не стоит говорить о том, что естественный свет имеет первостепенное значение в жизни человека. Однако и искусственное освещение стало неотъемлемой и очень важной частью нашей жизнедеятельности.

При проектировании освещения магазина необходимо решить ряд задач утилитарного, психологического и эстетического характера, таких как:
  • создание комфортных, экологических, зрительных условий для покупателей и персонала;
  • формирование благоприятной психологической атмосферы;
  • обеспечение художественной выразительности интерьера и эстетической привлекательности объектов продажи.
Способы решения этих общих задач приобретают индивидуальные особенности в каждом конкретном случае и зависят от исходных данных помещения, пожеланий заказчика и творческого кредо автора проекта.

Создание комфортных зрительных условий подразумевает обеспечение необходимой видимости и исключение светового дискомфорта при восприятии окружающего пространства. Чтобы не допустить появления такого дискомфорта, следует обратить внимание на следующие факторы:
  • недостаточная или избыточная освещенность;
  • уровень яркостного контраста;
  • наличие эффекта блескости.
В архитектуре и дизайне существует четкая классификация освещения, которое делится на три вида: общее, локальное и дополнительное (декоративное). Все виды могут иметь разные типы светового потока: прямой, рассеянный или отраженный.

Общее освещение заполняет всю площадь пространства равномерно. Это основной вид освещения всех помещений (подвесные либо встраиваемые светильники, равномерно распределенные по всей площади потолка).

Локальное — это направленный поток света, который освещает определенные зоны пространства более ярким пятном, выделяющимся на фоне общего освещения (прожекторы, светильники направленного света, встраиваемые либо подвесные).

Дополнительное освещение позволяет обогатить общую световую картину эстетическими акцентами, уравновешивает композицию, придает индивидуальность интерьеру, привнося в него интригу (различные бра, подвесные плафоны и люстры необычных форм; скрытая подсветка потолков, стен, подсветка в оборудовании и мебели, светящиеся арт-объекты и т. д.).

В интерьере, как правило, применяется комбинированное освещение — то есть все три вида используются одновременно.

Общее освещение обеспечивает базовый благоприятный световой фон, локальное позволяет выделить требуемые торгово-презентационные зоны: вешала, стеллажи, гондолы, джокерные группы. При помощи дополнительного освещения можно расставить, например, имиджевые акценты — подсветить логотип, подчеркнуть архитектурные эффекты благодаря скрытой подсветке, создать дополнительный уют в зоне ожидания, разместив там настольный светильник или бра.

Освещение магазина белья

Уровень освещенности торговых предприятий, согласно СНиП, должен варьироваться от 500 до 1000 люкс при условии использования комбинированного освещения, исключение составляет освещение витрин, здесь допускается показатель в 1500 люкс. Освещённость измеряется специальным прибором люксметром, с помощью него можно определить количество люкс в какой-либо одной точке. Для более полного анализа уровня освещённости, который должен выполняться специалистом, делаются замеры в разных точках помещения по специальной схеме, после чего с помощью полученных данных производятся вычисления и выводится окончательный результат.

В помещениях салона соотношение локального света к общему должно быть 3:1 (но не более), то есть если общее равно 250 люкс, то локальное — 750 люкс. В настоящее время такая неравномерность освещенности в салонах считается правильной, так как при равномерном распределении света возникает эффект зрительной монотонности, что может вызвать чувство меланхолии и безразличия. При очень сильном контрасте соотношения локального освещения к общему (больше 3:1) происходит обратный эффект — сначала возникают возбуждение и гипертонус, а затем усталость и переутомление. Обе эти крайности отрицательно сказываются на торговле и способны нанести вред здоровью, особенно персонала, ведь он находится в помещении 8—10 рабочих часов.

Все это в определенной степени относится и к двум другим важным факторам освещения — яркостному контрасту и блескости.

Уровень яркостного контраста можно определить по двум показателям, один из которых — соотношение самого темного и самого светлого участка помещения. Оно не должно превышать 5:1. К примеру, если самый яркий участок имеет показатель уровня освещенности в 750 Люкс, то самый темный «угол» не должен быть ниже 150 Люкс. Второй показатель — контрастность образующихся в интерьере падающих теней – можно определить визуально: тени не должны быть резкими и темными, рекомендуется достигать эффекта размытых и мягких теней.

Еще один фактор, влияющий на уровень комфортности освещения, — это блескость, которая возникает в ситуациях, когда в поле зрения попадают объекты и поверхности повышенной яркости. Источниками блескости чаще всего являются глянцевые или зеркальные поверхности, отражающие яркий свет либо сами источники света, лучи от которых попадают в глаза и вызывают дискомфорт. Существует ряд средств и способов, позволяющих избежать этого: использование в интерьере отделочных материалов с матовой поверхностью; выбор оборудования и других объектов с матовыми покрытиями, светильников низкой яркости; применение эффективного экранирования источников света и светильников с большой светящейся поверхностью, а также преимущественное использование в помещениях отраженного и рассеянного света.

Еще одной важной характеристикой освещения является цветопередача, которая особенно актуальна для интерьера салона белья, где недопустимо сильное искажение цвета и оттенков. Источники локального света, непосредственно освещающие товар (предметы, одежду), должны иметь индекс цветопередачи от 90 Ra и выше, лампы общего освещения — не меньше 80 Ra, при этом показатель цветовой температуры должен находиться в диапазоне от 3500 до 4500 К (кельвинов). Производители источников света указывают эти показатели на упаковке, используя международное обозначение, состоящее из трех цифр. Первая указывает цветопередачу, две оставшиеся определяют цветовую температуру в кельвинах, разделенную на 100. Например, 840 обозначает индекс цветопередачи между 80—89 и цветовую температуру 4000 К.

Чтобы понять, качественно ли спроектировано и смонтировано освещение, существует простой, но эффективный метод визуальной оценки (табл. 1). Давая ответы на поставленные вопросы, вы сможете проанализировать основные характеристики и общее качество света в помещении.

Метод визуальной оценки освещения

Критерий оценки Вопрос (описание) Оценка
Уровень освещенности Какой уровень освещения в помещении? Темно — нейтрально — очень светло
Распределение света Как свет рассеивается в помещении? Равномерно — неравномерно
Цветность света Свет воспринимается как теплый или холодный? Теплый — холодный
Цветопередача Как воспринимаются цвета и предметы? Искаженно — естественно
Яркостный контраст Уровень создаваемых теней от объектов? Незначительные — существенные
Уровень блескости Есть ли блескость, причиняющая дискомфорт? Незаметная — дискомфортная
Отражения Рассеянные или интенсивные блики? Рассеянные — яркие блики


Таблица 2 показывает, какое количество ламп определенной мощности потребуется для создания уровня освещенности в 250 Лк в различных по площади помещениях с учетом следующих условий: высота потолка — 3 м, длина подвесов — 30—40 см, стены и потолок умеренно светлого тона.

Количество ламп, необходимое для создания уровня освещенности в 250 Лк

Площадь помещения кв. м Мощность люминесцентных ламп, Вт
18 Вт 20—23 Вт 26 Вт 35 Вт 49 Вт
Количество компактных люминесцентных ламп, шт. Количество люминесцентных ламп, шт.
10 5 4 3 2 1
20 9 7 6 3 2
30 13 10 8 5 3
50 21 17 14 8 6
100 42 34 28 15 12


Искусственное освещение обладает способностью влиять на восприятие того или иного интерьера. Оно позволяет создавать определенную атмосферу, расставлять пространственные акценты и способствует делению интерьера на зоны различного назначения. При помощи системы освещения можно до неузнаваемости изменить привычный интерьер, используя иллюзорные особенности света.

Если подсветить потолок помещения по периметру лампами дневного света, спрятанными в карниз или за выступ стены, можно добиться эффекта «парящего» потолка. Возникает ощущение отрыва потолка от стен, проникновения воздуха и естественного света, что приводит к зрительному увеличению высоты стен помещения. Цвет ламп в данном случае должен иметь нейтральный, близкий к дневному свету оттенок.

Таким же приемом можно «раздвинуть» стены, только теперь световой поток нужно направить равномерно вниз по стене. Освещенные поверхности стен «раздвинутся», создавая ощущение большего по площади пространства, При этом используется свет нейтрального белого или холодного оттенка.

Если требуется удлинить помещение, то выделять светом следует лишь одну стену, опять же используя холодный спектр. Вообще, нужно всегда помнить, что теплые цвета приближают, а холодные зрительно удаляют предметы, поэтому добиться обратного эффекта — уменьшения расстояния — возможно, введя теплую цветовую гамму и интенсивную подсветку удаленной стены теплыми оттенками.

Искусственный свет, как и дневной, влияет на наши эмоции и настроение, а также на восприятие архитектурной пластики пространства, позволяя получить общее впечатление об интерьере. Создавая свет, мы стремимся не только сформировать гармоничную среду, но и внести свой вклад в преобразование окружающего мира.

№ 28/2010 «Б&K»
Чермен Кагермазов,
ПГ «Структура»
тел.: 8-916-409-16-06,
e-mail: chermen@live.ru
№ 54 / 2017
апрель / май / июнь
Текущий номер журнала Белье и колготки

Смотреть online Смотреть online
Скачать полную версию номера Скачать PDF
Архив номеров


Подписаться на новости бельевой отрасли


Мы на Facebook


Тел.: +7 (495) 518-7016
Тел. / факс: +7 (495) 941-4004
E-mail:biko-info@mail.ru

Сделано в Arbeitsgruppe