Белье и колготки

Aeaaiay  
 
Главная Напишите нам
 



Статьи / Петербургская аномальная зона

Петербургская аномальная зонаПетербург – второй по величине город России, центр Северо-Западного федерального округа – уступает Москве по численности населения примерно в два раза. Казалось бы – какое поле для деятельности, однако, что-то не так: по сравнению с Москвой крайне мало оптовых компаний, редкие новые игроки, медленный рост старых и в то же время очень развитая розница! В чем же дело?

В этой статье я попытаюсь дать характеристику петербургскому рынку белья, как оптовому, так и розничному, постараюсь показать его специфику, оценить сегодняшнее состояние и возможные перспективы.

Почему выбрано такое название для статьи? Надеюсь, это станет ясно после прочтения.

Прежде чем говорить непосредственно о рынке белья и колготок, необходимо рассмотреть, что собой представляет Петербург как город и рынок (в широком смысле) и чем он отличается от других городов. Чтобы было нагляднее, буду сравнивать Северную столицу со столицей официальной – Москвой.

Очевидно, что емкость рынка определяется как числом потребителей, так и их покупательной способностью. Отвлечемся пока от второго фактора и рассмотрим численность потребителей.

Она складывается из следующих групп:
- постоянное население (зарегистрированное);
- ежедневно приезжающие на работу жители ближних пригородов, ориентированные на покупки в мегаполисе;
- приезжие (российские и иностранные туристы, командированные, лица, находящиеся в городе проездом и т.д.);
- нелегально и полулегально проживающие (их тоже надо считать!).

Теперь сравним Петербург и Москву.

Петербургская аномальная зона

Видно, что разница трехкратная. На самом деле она еще больше, потому что в Москву специально за покупками и развлечениями ездят из Ростова и Уфы, Самары и Тюмени, даже из Баку и Ташкента. В Петербурге, к сожалению, это не поток, а маленький ручеек. А если мы примем во внимание существенно большую покупательную способность «среднего москвича», то придем к соотношению примерно 1 к 5. То есть емкость розничного рынка Петербурга меньше московского в 5 раз!

Что касается опта, то здесь контраст еще резче. К Петербургу тяготеют Псковская, Новгородская, Вологодская области и Карелия. Мурманская и Архангельская области уже частично ориентированы на столицу. Для всех других российских регионов столица просто ближе и доступнее. Это очевидно – взгляните на карту. Население «петербургской сферы влияния» (вместе с Ленинградской областью) составляет порядка 4,5 млн человек. Итого, оптовый рынок города на Неве может рассчитывать примерно на 9–10 млн потребителей. Учтем также, что регионы Северо-Запада в основном небогатые и дотационные. Москва же «обслуживает» всю Россию. Даже если не считать Сибирь и Дальний Восток, то население территории охвата – около 108 млн человек.

Конечно, в последние годы возникли новые «оптовые узлы»: Новосибирск, Екатеринбург, Ростов и т.д. Монополия Москвы потихоньку ослабляется, однако, по сути, положение изменилось мало. Столица остается товарным и логистическим центром России и не только. В Москву за товаром приезжают из Украины и Киргизии, Белоруссии и Казахстана. Реальные факты: один из московских складов итальянского белья отгружает 80% товара за пределы столичного региона. В нашей же компании лишь 15% продаж осуществляется вне Петербурга и Ленинградской области. Такова объективная ситуация. А с учетом более высокого уровня доходов москвичей в сравнении с петербуржцами и, например, воронежцев сравнительно псковичей разрыв получается не менее чем в 10–12 раз! По другим оценкам, в 15–20 раз. Можно, конечно, спорить об этих цифрах, но совершенно очевидно, что «весовые категории» несопоставимы.

Однако административно, политически, психологически, если хотите, Петербург остается вторым центром страны. После «захвата» Москвы все идут к нам. В результате город уже перенасыщен предложением. А спрос явно отстает. Московские компании, открывающие бизнес в Петербурге (не только бельевой), удивляются по прошествии некоторого времени: «Да, что-то торговля неважная, мы рассчитывали на большее…». А удивляться-то нечему! По торговым площадям на одного жителя Петербург уже обогнал столицу. Однако считать надо не на жителя, а на потребителя! И тогда получится, что в Петербурге на одного покупателя в два с лишним раза больше торговой площади, чем в Москве (см. начало статьи). Следует отметить, что многие московские компании начинают осознавать данную ситуацию, причем некоторые, только «набив шишки». Вот два свежих примера: отказ от планировавшегося выхода на петербургский рынок гастрономов «Азбука вкуса» и предстоящее закрытие до 24 из 32 (да-да!) магазинов «Арбат-Престиж» (источник – газета «Деловой Петербург»).

И без того уже слабые потоки покупателей в ТЦ «мелеют» на глазах. Один мой коллега с помощью счетчиков вычисляет количество людей, заходящих в его магазины (сколько среди них покупателей, это другой вопрос). Так вот, по его данным, в последние годы это число неуклонно падает. Например, в сравнении с 2006 годом снижение составило 30%, в том числе в хороших, «раскрученных» комплексах у метро. И это при меньшей покупательной способности, нежели в столице! Так чего же вы хотите, господа? А будет, судя по всему, не легче. Запланирован ввод целого ряда крупных торговых центров, и непохоже, чтобы процесс этот тормозился, продолжается выделение участков под новое строительство. При этом арендные ставки растут, достигая порой 200-250 у.е. за кв. м в месяц, а «нарезаемые» площади магазинов увеличиваются, что существенно повышает издержки на фоне снижения потока покупателей. Кроме того, управляющие компании почему-то всегда позиционируют новые комплексы как элитные, «премиум», в крайнем случае для «верхнего среднего класса». Недорогой товар исчезает из ТЦ, а во многих новых комплексах его просто нет. Что касается белья, то куда ни зайди, везде «Бюстье», «Эстель Адони», иногда «Гольфстрим», редко еще какая-либо компания. При этом не более 12-14% населения Петербурга (данные социологов) относятся к сегменту «средний плюс» и выше. Остальные не очень-то могут себе позволить комплект белья от 1500–2000 рублей (Vendetta, Triumph ) до 10 000–15 000 (Moschino, Lise Charmel и др). А ведь в премиум-сегменте разрыв с Москвой еще больше. Например, по потреблению деликатесных продуктов Петербург отстает в 15 (!) раз (журнал «Эксперт»). Кстати, расчеты показывают, что многие магазины белья, особенно в новых комплексах, убыточные, и это совершенно неудивительно. Интересно, а что будет дальше?

Итак, главные отличия петербургского оптового рынка белья и колготок от московского следующие:
- гораздо меньший объем рынка;
- «замкнутость»;
- перенасыщенность;
- очень высокая конкуренция;
- более «избалованный» покупатель;
- короткий и непредсказуемый летний сезон (сильно затрудняет торговлю сезонным ассортиментом, например купальниками);
- очень слабый рост рынка в последние два-три года (темпы ненамного превышают инфляцию);
- более клиентоориентированный подход к торговле.

Что у нас общего со столицей:
- желание соответствовать самым высоким современным стандартам бизнеса;
- наличие большого числа грамотных и амбициозных предпринимателей, которым «тесно» на местном рынке;
- стремление к региональной экспансии.

В Петербурге тяжело развиваться экстенсивно, поэтому наши компании отличаются способностью «выжимать все из того, что есть». Иначе говоря, продать своим клиентам (ограниченному кругу) как можно больше. Зачастую ассортимент увеличивается сверх меры и трудно поддерживать сетку размеров. Широко распространилась практика отгрузки товара с длительной отсрочкой платежа, что, по нашим наблюдениям, поднимает продажи лишь на первом этапе, а в итоге приводит к неизбежным потерям. Конечно, работать без отсрочек нельзя, но политика в этом вопросе должна быть очень избирательной и взвешенной.

На наш взгляд, розничную торговлю бельем и колготками в нашем городе ждет достаточно трудный период. Наряду с уже названными факторами стоит отметить, что часть рынка (по разным оценкам от 15% до 30%) занята гипермаркетами «Лента», «О’кей», Metro, «Карусель» и другими, их доля медленно, но растет. Правда, это относится в основном к стандартному, упакованному товару, а не к корсетной группе. В связи с постепенным исчезновением уличных рынков и, главное, ввиду предстоящего закрытия Апраксина Двора (кто не знает – большой мелкооптовый и розничный рынок в самом центре города) может возникнуть определенный дефицит торговых точек, в которых продается дешевый товар. В выигрыше окажутся «недорогие» ТЦ и часть магазинов.

В перспективе можно ожидать появления торговых комплексов, ориентированных на среднего покупателя. С нашей точки зрения, это востребовано рынком, однако, к сожалению, о таких проектах пока ничего не слышно.

Для оптового звена данные процессы тоже носят скорее негативный характер, но не столь заметны, поскольку общее потребление белья и колготок в регионе от этого почти не меняется.

Чтобы привлечь как можно больше клиентов на нашем ограниченном рынке, оптовые фирмы стараются максимально расширить ассортимент, ведь ценовая конкуренция уже практически невозможна. Отсюда попытки представлять и развивать новые, неизвестные марки. Эта тенденция, видимо, сохранится, хотя удачных примеров немного.

Все большую роль в конкуренции начинает играть фактор транспортной доступности складов из-за постоянно увеличивающихся пробок. Все по-разному пытаются решить эту проблему. На первый взгляд самое простое – развозка товара по заказам клиентов. Между тем такая методика неплохо работает только на «стандартном товаре»: колготки, недорогой трикотаж в упаковках и т.п. А вот корсетные изделия, особенно новые коллекции, клиент должен посмотреть и выбрать сам. Если расчет осуществляется наличными, то при системе доставки возникает еще и проблема передачи денег. Имеются и другие минусы. В общем, организация доставки товара клиенту помогает лишь частично решить проблему. Некоторые фирмы, в том числе и наша, идут другим путем. Несколько лет назад мы открыли второй оптовый склад в северной части города (первый – на юге). Это оказалось довольно удачным проектом, хотя сильно выросли финансовые и организационные издержки (структура управления, персонал, транспорт, охрана и т.д.). Но близость к клиенту очень важна.

Есть, безусловно, и другие методы привлечения и удержания клиентов. По понятным причинам мы не можем «раскрывать все карты», но без ложной скромности скажу, что уровень лояльности покупателей к нашей компании очень высок. В ближайшие годы мы предложим немало нового и интересного, причем это касается как ассортимента, так и методов взаимодействия с клиентами и поставщиками.

Наша цель – не просто укрепить свое нынешнее положение на рынке, но и стать самой привлекательной компанией в Санкт-Петербурге не только для покупателей, но и для партнеров и сотрудников – кадры решают все! В условиях обострения конкуренции – а это неизбежно – необходимо уделять внимание абсолютно всем сторонам функционирования фирмы: от времени работы склада до цвета стеллажей, от системы скидок до вкуса кофе – мелочей быть не может!

Анализируя рынок белья в Петербурге, нельзя не сказать о фирмах-производителях. В городе функционируют такие российские компании, как «Трибуна», «Колетт», «Крилони», «Виктория», «Infinity», «Keysi», «L’Mon», «Comazo» и другие. Такого скопления производственников, пожалуй, нет ни в одном другом регионе России (кроме Москвы). Желая увеличить продажи, они сталкиваются с той же проблемой – ограниченностью петербургского рынка. Приходится либо мириться с этим, либо идти в другие регионы. Оптимальным вариантом, конечно, явилось бы открытие представительства фабрики (вместе со складом) в Москве. Но это требует больших издержек, и, насколько мне известно, такого пока нет. Хотя есть примеры, когда фирмы успешно осваивают всю Россию и из других городов (Pelican, Palmetta).

Что же ожидает наш рынок в будущем? Прогнозы – дело неблагодарное, но попробую их сделать.

Если посмотреть на 5–10 лет вперед, то картина вырисовывается весьма оптимистическая. Неуклонный рост экономики, переезд в наш город ряда федеральных структур, развитие портовых комплексов в зоне Петербурга, увеличение транзитной торговли, наметившийся подъем депрессивных областей Северо-Запада, крупнейшие проекты (автозаводы, Северо-Европейский газопровод, вторая очередь ЛАЭС, алюминиевый комбинат и т.д.) приведут к существенному росту уровня жизни. При этом опережающими темпами возрастает потребление непродовольственных товаров, в том числе белья.

Основным покупателем станет поколение, вкусы которого формировались уже не в советское время. Тип потребления будет приближаться к западноевропейскому (не забывайте, что Петербург – самый европейский город России). Возрастет доля мужского белья в общем объеме. Сейчас она сопоставима с западными стандартами только в самом высоком ценовом сегменте. Усилится фактор «коллекционности», то есть будет сужаться сектор так называемых «классических» моделей, которые продаются годами без изменений. С ростом благосостояния покупатели станут уделять больше внимания не цене, а имиджу фирмы, модным тенденциям, месту покупки, уровню обслуживания и т.д. Объем рынка в натуральном выражении, по нашим оценкам, увеличится в два-три раза.

Юрий Валерьевич РубченяПопытки прихода в Северную столицу крупных московских оптовых компаний в ближайшие годы исключить нельзя, но, на наш взгляд, это маловероятно – разгуляться негде. А вот процесс открытия представительств различных фирм-производителей, видимо, будет идти полным ходом. Причем в двух вариантах: на базе какой-либо компании-партнера в Санкт-Петербурге или путем создания собственного подразделения. Нужно быть готовым к этим переменам.

Что касается нашей компании, то мы с уверенностью смотрим в будущее и настроены на многолетнюю успешную работу.

Председатель совета директоров группы компаний «Югер» и генеральный директор «Оптового Центра Белье Колготки» Юрий Валерьевич Рубченя.

№ 55 / 2017
июль / август / сентябрь
Текущий номер журнала Белье и колготки

Смотреть online Смотреть online
Скачать полную версию номера Скачать PDF
Архив номеров


Подписаться на новости бельевой отрасли


Мы на Facebook


Тел.: +7 (495) 518-7016
Тел. / факс: +7 (495) 941-4004
E-mail:biko-info@mail.ru

Сделано в Arbeitsgruppe