Белье и колготки

Aeaaiay  
 
Главная Напишите нам
 



Статьи / Мода: между правилами и исключениями. Механизм модообразования


Стоит веку сформулировать законы изменения моды, как эти законы начинают давать сбои. И, тем ни менее, ее механизм все-таки работает по общим правилам во все времена, а отклонения от них своим непостоянством, в принципе, подтверждают устойчивость основных законов.

Если сложить вместе множество формул модных законов, открытых искусствоведами, философами, менеджерами и т.д., то в сухом остатке останется: механизм моды в краткой форме прост, в реализации необыкновенно сложен. В краткой форме моду определяют две главных составляющих – экономика и творчество.

Источником для новых идей являются проблемы, глобально волнующие общество, получившие визуальное воплощенье сначала в изобразительном видеоряде, а затем переведенные на художественный язык ткани, одежды, дополнений, манеры ходить и говорить и т.д., то есть того, что и есть мода.

Механизм всех этих метаморфоз осуществляют институты моды, среди которых приоритет принадлежит Парижскому институту моды. Их работа, на мой взгляд, прекрасна прежде всего потому, что они настроены по отношению к человеку, не в пример другим общественным институтам, гуманно. Собрав все главные новости, среди которых, к сожалению, обычно преобладают негативные, специалисты этих институтов смягчают их, переводя этот, далеко не эстетичный, конгломерат на язык художественный.

Самый яркий пример этому – постоянное присутствие в моде последних лет стиля милитари. Все последние годы война и терроризм не уходят с первых газетных страниц и из теленовостей, и мода, увы, активно использует эту тему. Но, художники и стилисты, по крайней мере, переводят военную тему в некую игру с камуфляжем и элементами военного костюма, как бы приглашая общество включиться в этот перфоманс, и, может быть, заменить этой игрой саму войну.
Из последнего десятилетия века прошлого в век нынешний перешла тема экологии. Она постоянно возвращается в моду в самых разнообразных проявлениях – от классических природных мотивов в традиционных или супер-новых прочтениях до тончайших трактовок темы окружающей городской или сельской среды.

Активизация идей сторонников глобализма и антиглобализма способствует все более активному использованию модой этно-стилей. Восток, все громче заявляющий о себе, в последние годы постоянно присутствует в предложениях текстильных художников и модельеров в самых различных вариантах.

Проблемы унисекса, стремительного взросления детей, урбанизации, появления новых видов спорта – все отражается в моде. Каждому актуальному вызову соответствует не менее актуальный ответ. Порой саму моду обвиняют в том, что она сделала модным то или иное новое всеобщее заблуждение. Ее не надо винить, она – только зеркало, только барометр состояния общества.

С другой стороны, моду диктует экономика. В разные времена механизм воздействия экономики на моду менялся, но желание производителей получить прибыль всегда было в большей или меньшей степени причиной для модных изменений в оформлении тканей и форм костюма. Чем новее идеи, тем меньшее количество конкурентов способно быстро их повторить, тем прибыль больше.

В 20-м веке экономический фактор постоянно увеличивал свое значение в развитии моды. Промышленная революция и рынок в конце века стали причиной того, что вопрос о приоритете влияния на моду между художниками-текстильщиками и модельерами решился в пользу текстильщиков. Наиболее значимые международные выставки и показы убедительно подтверждают это положение. Косвенным подтверждением перехода диктата моды из рук кутюрье в руки промышленных технологий является и тот факт, что информация о моде перестала скрываться. Она тиражируется множеством изданий, поскольку технологии все равно ее обгоняют.

Технологический прорыв в производстве тканей позволяет текстильщикам предлагать рынку новые решения в огромном количестве. Возможность создания бесконечно разнообразной структуры и фактуры сделало последнюю фаворитом моды в текстиле и одежде на рубеже 21-го века. Художественный образ ткани начал диктовать модельерам пластические и композиционные решения. Модельеры вынуждены продолжать развивать образы, созданные текстильщиками.

Следовательно, для создания модного образа прежде всего необходимо иметь модную ткань. А ткань, в свою очередь, далеко не простой объект. Одним модным цветом или только модной фактурой ее актуальность не обеспечишь.

Ткань характеризуется несколькими основными свойствами. Ее художественный образ, как и ее потребительские свойства, зависят от волокнистого состава, фактуры, цвета и текстильного рисунка. От того, насколько каждое из этих качеств соответствует моде, то есть, насколько по-новому они решены, зависит, насколько новой выглядит ткань, то есть соответствует модным тенденциям.

Можно рассмотреть эти свойства дифференцированно, чтобы сложился интегральный образ модной ткани.

Сегодняшняя мода во всех своих проявлениях стремится к смешиванию, к своеобразной изысканной эклектике. И в отношении использования самих волокон для ткани в этом смысле нет никаких исключений – волокна смешиваются в самых различных пропорциях и комбинациях. Как давно известные, так и только что созданные. Элитные варианты – это смеси шелка и шерсти, позволяющие соединить их нежность и тепло. В рекламе текстильных фирм постоянно декларируется наличие эффекта соединения в одной ткани множества комфортных качеств – экологичности, гигроскопичности, несминаемости, технологичности и т.д. Кроме того, новые комбинации волокон формируют новую пластику тканей, что создает новые художественные образы. Технологические находки приветствуется стилистами. Сегодня, на мой взгляд, текстильщик и модельер стали ближе друг к другу, сегодня они чаще являются соавторами.

Появление новых видов волокон также связано с желанием создать структуру ткани, имеющую совершенно новые технические и художественные качества.
Так появились, к примеру, ткани, созданные на основе зеленой массы и зерен кукурузы, из которых получают базовое волокно PLA, которое используется для верхней одежды, рубашечных тканей и, в сочетании с хлопком, для денима. Другое волокно, названное INGEO, получаемое из редкой породы овец с очень тонкой и нежной шерстью, сегодня активно пропагандируется как экологичное и высококачественное. В качестве сырья начали использовать бамбук, рекламируя пользу для здоровья тканей из этого волокна. Изобретатели объявляют, что бамбук позволяет создать хорошую пластику драпировок и, кроме того, очистить кожу и даже поспособствовать в сжигании жиров.

Кроме смешения волокон, в тканях сегодня активно смешиваются сами технологии. Соединяются не только волокна, но и способы отделок. Например, вышивка и набивка, вышивка и трикотаж и т.д.

Потребительские свойства тканей также находятся в зоне внимания модной индустрии. Спецэффекты, предлагаемые потребителю, постоянно сменяют друг друга, заставляя ткань при необходимости становиться эластичной, непромокаемой или, напротив, влагопоглощающей и т.д. Все термины передовых технологий почти мгновенно включаются в текстильную терминологию.

Вторая, важнейшая характеристика ткани – цвет. Палитра модных цветов меняется все быстрее, и лидерами здесь, как правило, являются новые оттенки, которые раньше практически невозможно было получить. Показательно, что уже который год в моде непременно присутствуют цвета, которые можно характеризовать как «одновременно чистые и сложные» или «одновременно яркие и благородные». Обеспечить это качество может только высокоразвитая текстильная химическая технология, то есть передовые фирмы могут обеспечивать модное качество, а отстающие – нет.

Именно поэтому модная цветовая гамма перестала быть тайной. Сегодня можно получить профессиональные комплекты колориста, разработанные специалистами международной ассоциацией колористов ICA, которые ежегодно собираются в Лондоне и дают свои рекомендации о комплектах модных цветов из 4-х цветовых гамм за 22 месяца до начала очередного сезона .
Фактура – третья главная составляющая ткани. Сегодня она - самый заметный модный феномен, созданный технической революцией.

Компьютерное проектирование позволяет использовать множество элементов разных культур и стилей, соединять прежде несовместимое, создавать гармонию из эклектичного хаоса. Сегодняшние технологии позволяют точно имитировать фактуры и рисунки ручных тканей 18-го века и Индии так же легко, как авангардный проект студентки школы дизайна.
Новые структуры строят новые фактуры, включают в свой состав все больше новых добавок, ранее в тканях не использовавшихся. Обрывки текстильных нитей, перышек, блестящих или лаковых добавок, имитация наивных ручных вышивок, сухие травинки и так далее, до бесконечности, создают главное для сегодняшней моды - иллюзию того, что ткань сделана не на станке, а художником в единственном экземпляре. В модные полоски добавляется эффект клоке, металлические добавки, креповые переплетения соединяются с атласными, кислотные оттенки соединяются с флуоресцентными эффектами.

Но и фактура, так долго правящая модный бал, почти исчерпав свои неимоверные, как еще вчера казалось, возможности, вступает в контакт с текстильным рисунком или цветом.

Текстильный рисунок – важнейший элемент моды. Причем сама степень его присутствия строго дозируется, также как плотность заполнения мотивами плоскости ткани, принципы построения раппорта и его размеры, и, наконец, темы рисунков и способ их интерпретации. Каждый сезон тщательно отбирает и диктует все эти качества. Порой именно по характеру текстильного рисунка мы мгновенно узнаем время. Стоит увидеть кусочек шелковой парчи стиля рококо или живописнейшего штапеля 50-х годов, как в зрительной памяти живо встает весь модный образ этого времени.

Все актуальные темы, переработанные специалистами институтов моды, переплетаясь, отражаются в ней, усиливая ее креативность. Именно это свойство стало ее основным качеством в конце 20-го – начале 21-го века. Тенденция создать эффект эксклюзивной ткани, которая смотрится как уникальный объект, выполненный вручную дизайнером, устойчиво сохраняется. Желание сохранить индивидуальность в мире, постоянно разрушающем индивидуальность, видимо, еще долго будет способствовать этому свойству модных тканей.

Тема экологии, войны, спорта, этнографии стала довольно традиционной в моде последних десятилетий. Но появились и новые темы. Революция возраста, проблемы акселерации все активнее входит в разговоры всех жителей земли, и тема детства во всех ее аспектах становится предметом для актуального образа.

Другой новой темой становится тема своего места на земле. Кто мы, откуда идем – важная тема для всех и для каждого. В 2005 году будут актуальными рисунки с картами, архитектурными проектами, техническими и компьютерными диаграммами. Точные технические линии соседствуют со свободными линиями и изображениями от руки. Соединение свободы руки художника и точности работы механизма - один из знаков нашего времени.

Этого для текстильных художников, конечно, мало. И будут в создании образа 2005 года участвовать и другие сюжеты: огромные мотивы, цифровые рисунки – лица, пейзажи, цветы, которые предлагается изображать в стилистике тканей для детей или стилизации 70-х годов. Психоделическая графика, хаотичные пятна; изображения животных и бабочек. Эффекты техник тай-дай, малтинто и икат.

Дальше мода будет двигаться так же плавно и последовательно, как она вообще обычно это делает.

Сохранятся отражения старых проблем и образов, появятся знаки нового времени. Экономика и творчество по-прежнему будут продвигать вперед этот, кажущийся капризным корабль. Но он очень устойчив, как устойчив катамаран.

А частности так и останутся частностями. Рельеф как модный элемент, еще будет сохраняться в ближайшем будущем. Появится много модернизированных классических тканей: крупнораппортный твид, фетр, разреженный мохер, дублирование вспененными материалами, блестящие и переливающиеся ткани, вышивка бисером и стеклярусом.

Новые ткани создадут основу новых модных образов. Стоит всмотреться в модные предложения известных Домов, чтобы понять, какую серьезную роль стал играть в одежде текстиль и текстильный рисунок, и как важны модные тенденции текстиля в тканях для интерьера.

Все вышеизложенное относится к моде и тем технологиям и персонам, которые ее создают. Все остальные, к сожалению, остаются вне моды, и, следовательно, вне ее рынка
Пожалуй, мода, как ни один другой элемент культуры, так органично соединяет в себе духовное и материальное, возвышенное и земное. Может быть, поэтому ее и любят, стараясь не замечать ее прагматизма и с удовольствием играя по ее вечно меняющимся правилам. Но специалисты знают, как они жестоки и точны.

И только немногие чувствуют, где и когда эти правила нужно нарушить.

Н. Мизонова

Справка: Наталья Григорьевна Мизонова, профессор, преподаватель Ивановской текстильной академии.

№5/2004-2005



№ 55 / 2017
июль / август / сентябрь
Текущий номер журнала Белье и колготки

Смотреть online Смотреть online
Скачать полную версию номера Скачать PDF
Архив номеров


Подписаться на новости бельевой отрасли


Мы на Facebook


Тел.: +7 (495) 518-7016
Тел. / факс: +7 (495) 941-4004
E-mail:biko-info@mail.ru

Сделано в Arbeitsgruppe